Подборка курсов о материаловедении в МИСиС
Добрый день, уважаемые читатели. Сегодня мы поговорим с вами о различных курсах, посвященных материаловедению и организованных Национальным исследовательским технологическим университетом МИСиС.
1. Первый курс — Введение в материаловедение — рассказывает слушателям о кристаллической структуре материалов (симметрии кристаллов, осях симметрии, классах симметрии, решётках Бравэ, дефектах кристаллической решетки и т.д.), фазовых превращениях и полиморфизме кристаллических решёток (ОЦК, ГЦК, ГПУ), фазовом равновесии и фазовых диаграммах (конечно же, с любимым всеми примером железо-углерод), методах исследования микроструктуры материалов (а заодно и о методах неразрушающего контроля материалов), а так же физико-механических и термо-механических свойствах различных материалов.
В целом курс получился достаточно объёмным (4 зачётные единицы). Основным плюсом курса является простой стиль изложения материала. Особо каких-то катастрофических ошибок слушателями курса обнаружено не было (была пара опечаток в единицах измерения и несколько устаревших примеров с современной точки зрения. На этом, в общем-то, и все).
Нам на бакалавриате так же читался курс материаловедения (объёмом чуть меньше 3-х зачётных единиц), но он был больше прикладным т.к. основная часть была посвящена радиотехническим материалам (в плане материалам, активно применяемым в радиотехнике).
Данный же курс больше посвящён базовому материаловедению т.е. его название полностью соответствует содержанию. В общем-то, если полноценно освоить данный курс, то на его основе можно более углубленно изучать разделы материаловедения — каждый в отдельности. Таким образом я рекомендую данный курс к освоению тем, кто хочет получить неплохую начальную базу по основам материаловедения.
2. Второй курс — Коррозия металлов — рассказывает слушателям о том, что такое коррозия, какие бывают разновидности коррозии (химическая, электрохимическая, газовая, язвенная, питтинговая, точечная, межкристаллитная и пр.), какие механизмы лежат в основе химической и электрохимической коррозии, какие меры принимаются для борьбы с тем или иным видом коррозии, а так же какие виды коррозионных исследований бывают и для каких целей применяются.
В курсе предусмотрено одно (не обязательное) творческое задание с необходимостью загрузки результата в социальные сети с последующим размещением ссылки в качестве ответа к заданию. В общем, подобные вещи у меня всегда вызывали вопросы в плане корректности такого подхода (учитывая, что это учебные задания, которые могут содержать ошибки и, в принципе, быть низкого качества. Даже если это реферат. Одно дело работать и прорабатывать это со своей группой или даже на потоке и другое полностью на всеобщем обозрении). Но т.к. это задание не обязательное — данный момент можно пропустить.
Второй момент — в процессе перезапуска курса была утеряна часть рисунков (пришлось гуглить примеры в контексте лекций многие). Данный вопрос я задавал на форуме и ответственные за курс сотрудники отписались что ведётся работа по восстановлению рисунков (некоторые из них, действительно, были отдельно подгружены позже после лекций). Думаю что к следующему перезапуску курса остатки материала так же будут восстановлены.
В общем и целом неплохой общеобразовательный вводный курс по основным вопросам, связанным с коррозией. Особо-то сказать больше по нему и нечего.
3. Третий курс — Защитные покрытия на металлопродукции — кратко рассказывает о том, что такое коррозия и какие типы коррозии бывают (т.е. в достаточно сжатой форме повторяет материал второго описанного курса), но подробно рассказывает о различных способах защиты от коррозии (чему, собственно, во-втором курсе уделено значительно меньше времени).
В данном курсе подробно рассматриваются методы подготовки поверхности (выравнивание поверхности, механические методы очистки поверхности, химические методы очистки поверхности и пр.), процесс нанесения подслоев, процесс постобработки поверхностей, процессы и методы контроля качества нанесённого покрытия…
…отдельно рассматриваются гальванические покрытия и их свойства, химические методы нанесения покрытий, анодирование и плазменное электролитическое оксидирование, методы нанесения покрытий из парогазовой фазы.
Данный курс хорошо подходит в качестве дополнения ко-второму описанному курсу т.к. значительно расширяет изложенный там материал. Для общего ознакомления с коррозией и методами защиты от оной можно порекомендовать всем желающим изучить оба этих курса.
4. Четвёртый курс — Процессы получения наночастиц и наноматериалов — рассказывает слушателям о том, что такое наночастицы, как производится аттестация наночастиц, какие способы используются для получения наночастиц (конденсационный рост, плазменный переконденсационный метод, плазмохимический способ, способы получения осаждением из растворов, механический способ получения, газофазный способ и пр.).
Данный курс достаточно объёмный и состоит из 16 лекций. Местами сложилось впечатление, что курс несколько раз редактировался и при этом отдельные рисунки были утеряны, аналогично второму описанному курсу (т.к. по контексту они должны быть там т.к. лектор к ним обращается). Если есть желание разобраться с материалом лекций основательно, то слушать их лучше с параллельным чтением сопутствующей литературы (у того же издательства «Бином» есть целая серия книг «Нанотехнологии») либо посмотрев предварительно самый первый описанный курс…
… в любом случае без знания основ материаловедения многие вещи останутся непонятны… В общем и целом — отличный курс. Но теперь всё же ложка дёгтя, а точнее две (и обе связаны ни с самим курсом, а с организационными моментами).
Во-первых, рекомендуемый график курса не соответствует фактическому дедлайну по курсу (раньше которого нужно выполнить все необходимые контрольные задания). И я этот вопрос поднимал на форуме поддержки. Совершенно не понятно для чего нужен рекомендуемый график освоения курса (публикации разделов) с понедельным уведомлением на почту об открытии нового раздела, если реальный дедлайн будет на 3 недели раньше, чем будет опубликован последний раздел…
Ну да, все разделы и контрольные задания были изначально открыты (у МИСиС, в принципе, на всех курсах такой подход — самостоятельный выбор сроков освоения), но это вовсе не отменяет проблемы несоответствия дедлайна и рекомендуемого графика…
Во-вторых, в курсе по умолчанию были задания с взаимным оцениванием с отсутствием жёстких сроков сдачи и проверки. К чему это приводит? — всё просто: отсутствие жёстко регламентированных дедлайнов приводит к тому, что слушатели загружают (и проверяют) работы когда им вздумается и получается так, что нужного количества слушателей для взаимного оценивания просто напросто не набирается, а баллы за задания при этом не учитываются…
В идеале тут необходимо устанавливать либо жёсткие сроки выполнения заданий, либо ответственным за курс проверять задания когда нет необходимого количества слушателей самостоятельно, либо не делать такие задания вообще (в итоге ответственные за курс пошли навстречу и убрали данный тип заданий из курса). Вот так и получается, что с одной стороны свободный график освоения — это огромный плюс всех курсов МИСиС, а с другой приводит к подобным казусам.
Записаться на курсы на площадке и прослушать все лекции можно совершенно бесплатно. После окончания семестра все лекции останутся доступны вам в личном кабинете и вы всегда сможете к ним вернуться и пересмотреть необходимый материал.
Материал лекций обычно разбит на несколько частей. После каждой части расположен тест для самоконтроля по пройденному материалу.
По каждому из курсов есть возможность получить сертификат, но придётся оплатить итоговую аттестацию, а так же дополнительно выполнить задания, итоговый тест по курсу, итоговую аттестацию. После успешного прохождения курса будет сформирован сертификат в электронном и/или бумажном виде (смотря что вы выбирали перед регистрацией на итоговую аттестацию — электронный формируется всегда при успешном прохождении аттестации). Но ещё раз повторюсь — весь материал лекций вам будет доступен совершенно бесплатно и неограниченно по времени!
А на этом на сегодня всё, с уважением, Андрей Савченко.