Весна-306. Замена кинескопа, модернизация отдельных каскадов. Часть 1.

Добрый день, уважаемые радиолюбители.

В предыдущей части данной статьи я рассказывал вам как в мои руки попал ламповый телевизор Весна-306 и как проходило восстановление его работоспособности. Сегодня мы продолжим данный разговор и поговорим о некоторых модернизациях, внесённых в конструкцию телевизора и проведённых экспериментах.

Основной проблемой, выявленной после замены всех радиоламп телевизора на новые, а так же замены конденсаторов типа БМ-2, БМТ-2, МБМ, К50-12 под впайку в плату стал достаточно сильно севший кинескоп. Увы, многолетняя работа взяла своё…

Форсирование режима работы кинескопа путём увеличения напряжения накала ощутимых результатов не дала (для повышения напряжения накала обычно на сердечник ТВС наматывают 1-3 витка изолированного провода и включают последовательно с накальной обмоткой кинескопа). Да и если бы дала, то это было бы временное решение т.к. надежность работы кинескопа резко снижается при таком форсировании (т.к. резко увеличивается износ/испарение нити накала вследствие повышения температуры и она может перегореть даже при небольших колебаниях сетевого напряжения).

Пришлось задуматься о замене кинескопа… В идеале на новый… Но большие сомнения вызывала сама возможность найти новый кинескоп т.к. последние лет 30 они не производятся, ламповых телевизоров в обращении практически не осталось, а основной интерес они (кинескопы) представляют только для любителей ретро-техники…

Поиск по объявлениям на различных площадках позволил найти несколько вменяемых предложений. Тут если немного отойти в сторону, то родной кинескоп телевизора Весна-306 — это 50ЛК1Б-К. Была возможность купить его, но вызывало сомнение и у меня и у продавца что данный кинескоп новый т.к. в комплекте не было паспорта, а проверить оперативно не было возможности (могли после ремонта телевизора банально положить в коробку старый да забыть утилизировать). По этой причине был куплен кинескоп 50ЛК2Б — он был гарантированно новый, с паспортом, в заводской коробке, а главное полноценно подходит на замену 50ЛК1Б-К.

Таким образом кинескоп телевизора был заменён на новый.

Параллельно с заменой кинескопа диоды диодных мостов источника питания были заменены на 1N5408 т.к. в будущем планируется наращивание ёмкости фильтрующих конденсаторов основных напряжений питания в 2-3 раза. В то время, когда разрабатывался данный телевизор, хорошие конденсаторы большой ёмкости стоили ощутимо дороже и по-возможности устанавливались минимально-необходимой ёмкости. Ровно по той же причине многие фильтры делались либо по RC либо LC топологии (и данный телевизор не исключение).

Фото шасси телевизора и диодных мостов после замены диодов показаны в подборке фото ниже.

Кроме того модернизации подверглась схема видеоусилителя. Было решено заменить радиолампу выходного каскада видеоусилителя с 6П15П на 6Э6П-Е. Дело в том, что несмотря на чуть меньшую мощность анода, 6Э6П-Е обладает некоторыми преимуществами перед 6П15П. Во-первых, у 6Э6П-Е ощутимо выше крутизна характеристики, что позволяет получить более высокое усиление от однокаскадного видеоусилителя; во-вторых, внутреннее сопротивление 6Э6П-Е значительно ниже, что позволяет несколько расширить полосу пропускания видеоусилителя сверху и облегчить работу на емкостную составляющую нагрузки (кинескопа).

Для замены радиолампы 6П15П на 6Э6П-Е необходимо на ламповой панельке установить дополнительную перемычку между 8 выводом и 1 либо 9 т.е. соединить внутренний экран 6Э6П-Е с катодом (см. прикреплённую схему ниже). Кроме того необходимо незначительно уменьшить катодный резистор 2R14 с 15 Ом до 10 Ом. Впрочем, последнее не обязательно — работать будет и так. Следует отметить, что подобная модернизация всегда позволяет без каких-либо дальнейших переделок устанавливать в качестве радиолампы видеоусилителя хоть 6Э6П-Е, хоть 6П15П.

Модернизация схемы видеоусилителя

В подборке фото ниже представлены фото работы телевизора после замены кинескопа, диодов диодного моста, а так же выходной лампы видеоусилителя.

Не обращайте внимание на концентрические круги и волны на фото и видео — это так называемый муар — паразитный узор, возникающий в результате интерференции при наложении двух периодических сетчатых рисунков (решеток). В нашем случае одним из них является люминофор кинескопа и его чересстрочная развёртка, а вторым — пиксели матрицы фотоаппарата и частота их сканирования.

При просмотре телевизора вживую данное явление отсутствует.

Вживую это выглядит вот так:

Хорошо видно, что после замены кинескопа чёткость изображения стала ощутимо выше.

Следующей модернизацией, внесённой  в конструкцию телевизора, стала замена кенотрона 1Ц21П на 3Ц22С. Почему такая странная на первый взгляд замена? Дело в том, что у местных продавцов практически не оказалось запасов кенотронов 1Ц21П (что и логично — их больше негде применить, в отличии от большинства других радиоламп). Заказывать несколько штук откуда-то из другого города и платить больше за доставку нежели их стоимость — несколько странное решение. Можно, конечно, было установить 1Ц11П, но их срок службы вместо 1Ц21П был бы значительно ниже. Но это всё решаемые мелочи. Основной причиной стало наличие у меня пары десятков совершенно новых 3Ц22С.

Для замены 1Ц21П на 3Ц22С необходимо полностью удалить родную панельку кенотрона, а на её место установить ламповую панель типа магноваль. Кроме того необходимо вместо родной накальной обмотки намотать новую, состоящую из трёх витков высоковольтного провода (для 1Ц21П родная обмотка состоит из одного витка). Все выводы кенотрона подключаются в соответствии с его цоколёвкой. Вроде всё просто, не правда ли? Ну да, пока не вспоминаешь, что выходное напряжение с кенотрона около 14 кВ при частоте грубо 15 кГц… Это требует принятия определённых мер изоляции…

Во-первых, керамическая ламповая панелька типа магноваль с ушами была установлена на пластиковые стойки на расстоянии около 3 сантиметров от места посадки родной панельки 1Ц21П — крепёжные отверстия обоих панелей точно совпадают. Во-вторых, с обеих сторон от кенотрона были установлены диэлектрические проставки из гетинакса (но лучше использовать стеклотекстолит) толщиной 2.5 мм, а со стороны выводов ламповой панельки — в 3 слоя (хотя 1-2 слоёв было достаточно, но так надёжнее. О причине перестраховки будет рассказано чуть ниже).

В идеале, конечно, хорошо бы скомбинировать гетинакс/стеклотекстолит с одним слоем фторопласта толщиной хотя бы в 1 мм, но его под руками и в пешей доступности у меня нет — поэтому в т.ч. сделал более толстые проставки из гетинакса. Изначально все проставки были склеены между собой суперклеем, а после его высыхания места стыков проклеены термопистолетом (температура нагрева там небольшая — подобный клей обеспечивает достаточную надёжность полученного каркаса).

Но и это ещё не всё — как оказалось у меня в наличии нет высоковольтного провода необходимой длины для намотки накальной обмотки кенотрона… Ну что же, пришлось взять провод МГШВ-0.5 и усадить поверх его родной изоляции 3 слоя термоусадочной трубки с клеевым слоем. Такой импровизированный высоковольтный провод вполне неплохо справляется со своими задачами (но в идеале нужно всё же использовать специализированный высоковольтный провод). Витки высоковольтного провода на время монтажа так же были прихвачены термопистолетом.

Полученный результат после замены кенотрона показан в подборке фото ниже.

Следующей небольшой модернизацией стала замена лампы выходного каскада строчной развёртки с 6П44С на 6П36С. Несмотря на более низкую паспортную мощность анода (12 Вт у 6П36С по сравнению с 21 Вт у 6П44С) радиолампа 6П36С обладает ощутимо большей площадью анода по сравнению с 6П44С. Это значительно улучшает её охлаждение и в реальности позволяет надёжнее работать в подобных жёстких условиях (радиолампа 6П44С начала чернеть спустя всего 2 недели работы).

Последней модернизацией телевизора на текущий момент стала замена радиоламп 6Ж1П в УПЧИ на радиолампы 6Ж53П в целях повышения чувствительности. Повышение чувствительности связано с тем, что радиолампы 6Ж53П обладают большей крутизной характеристики по сравнению с 6Ж1П. Вообще 6Ж1П можно заменить не только на 6Ж53П, но и на некоторые другие. Так в ряду ламп 6Ж1П-6Ж5П-6Ж38П-6Ж53П крутизна характеристики, а значит усиление каскада и чувствительность телевизора возрастают от  6Ж1П к 6Ж53П. При этом данные лампы, в принципе, взаимозаменяемы без дополнительной коррекции режима работы, а так же без необходимости внесения в конструкцию телевизора дополнительных изменений.

Приходилось неоднократно слышать, что подобная замена приводила к чрезмерному повышению чувствительности и, как следствие, система автоматической регулировки усиления (АРУ) не справлялась с таким уровнем сигнала если ТВ-центр расположен не далеко — на экране телевизора появлялись дополнительные искажения. Возможно это было связано с изначально плохо отстроенной системой АРУ т.к. в моём случае данной проблемы нет, хотя ТВ-центр находится практически в пешей доступности (оба канала принимаются без проблем даже без антенны вообще, хотя и далеко не идеально).

Перед финальным запуском была дополнительно проведена борьба с многоконтурностью изображения. Причин у неё несколько.

Первая причина — несоответствие входного сопротивления телевизора и сопротивления антенны. В такой ситуации между антенной и входом телевизора происходит многократное переотражение части принятого сигнала. Появляется многоконтурность. Для борьбы с данной причиной была применена пассивная комнатная антенна с сопротивлением 75 Ом (хотя это делать в многоэтажных ЖБ-домах не рекомендуется из-за второй причины. В идеале необходимо использовать коллективную антенну, установленную на крыше здания, либо узконаправленную антенну, вынесенную на стену дома).

Вторая причина — многократное переотражение сигнала ТВ-центра от стен соседних домов, а так же внутри помещений. В результате этого к антенне приходит несколько сигналов с разной временной задержкой. Появляется многоконтурность. Для борьбы с данной причиной как раз и необходимо использовать либо общую коллективную антенну, установленную на крыше, либо узконаправленную, вынесенную на стену дома. Такой возможности у меня нет т.к. от коллективной антенны я отказался года 3 тому назад и отключил её при переезде, а устанавливать антенну на стену дома для подобных экспериментов считаю не целесообразным. Уменьшить влияние таких переотражений позволил выбор оптимального положения пассивной комнатной антенны.

Третья причина — расстройка контуров УПЧИ. Если многоконтурность связана с расстройкой контуров, то при повороте ручки гетеродина многоконтурность должна изменяться. Если изменений нет — значит контура УПЧИ настроены верно и многоконтурность связана только с переотражениями сигнала различного типа. В моём случае контура УПЧИ в целом настроены правильно.

После всех внесённых изменений и принятых мер был произведён контрольный запуск телевизора. В подборке фото ниже представлена работа телевизора при контрольном запуске.

Вживую это выглядит вот так:

Как и в предыдущем случае общее впечатление о реальном изображении портит муар… При просмотре вживую его нет и изображение выглядит ощутимо лучше.

Ну что же, данная часть статьи подходит к концу. Осталось рассмотреть последний вопрос. Чуть выше я обещал рассказать, почему сделал изоляцию от пробоя с кратным запасом.

Дело в том, что при первых испытаниях без диэлектрических проставок произошёл многократный пробой воздушного промежутка между высоковольтным проводом (катодом кенотрона) и стальным шасси телевизора (общим проводом). Несмотря на то, что наличие высокого напряжения в телевизоре проверяется подобным же образом что-то успело сгореть в звуковом тракте — звук стал достаточно тихим даже при максимальной громкости.

Выходить из строя в звуковом тракте особо нечему — разве что 4-м транзисторам КТ315 и двум диодам в детекторе… Я тоже так думал… Поэтому начал с проверки именно этих радиокомпонентов. Всё оказалось целым. Очень интересно.

Далее проверил напряжение во всех контрольных точках звукового тракта (см. подборку фото ниже) — все напряжения в норме. Перешёл к покаскадной проверке.

Для начала отключил регулятор громкости от предвыходного и выходного каскадов, подал сигнал с внешнего источника — предвыходной и выходной каскады работают нормально. Далее прослушал на наушник через конденсатор сигнал на выходе детектора — звуковое сопровождение прослушивается отчётливо, без искажений.

Интересная ситуация т.к. между выходом детектора и входом предвыходного каскада ничего нет, кроме регулятора громкости (6R21) и CRC-фильтра (5C11-5R11-5C13). Виновником оказался резистор CRC-фильтра сопротивлением 1.5 кОм мощностью 0.25 Вт (5R11) — обрыв.

Оказывается бывает и так… Неисправность совершенно не типовая и достаточно неожиданная.

В следующей части статьи мы продолжим разговор ещё о некоторых модернизациях лампового телевизора, а заодно я расскажу вам ещё одну интересную историю о том, как пытался долго настроить изображения в нижней части экрана и не мог устранить искажения в нижнем левом углу. Но когда понял истинную причину — долго смеялся.

А на этом на сегодня всё, с уважением, Андрей Савченко.

Список использованной литературы:

  1. Берсенев, М.С. Знай телевизор. Издательство: М.: ДОСААФ
  2. Схема электрическая принципиальная телевизоров серии ЗУЛПТ-50-III
  3. Громов Н.В., Тарасов В.С. Телевизоры. Справочная книга. Издание 2-е, переработанное и дополненное. Под редакцией К.Т. Колина. Художник Ю.Н. Васильев. Ленинград: Лениздат, 1979 год